«Да здравствует модерн!»

Анна Куликова: «Я люблю русский модерн за его красоту, природность и поэтичность. Я ценю в доме всякие декоративные мелочи, которые то тут, то там напоминают о стилевом единстве. Именно поэтому я делала эскизы не только к дверям, витражам и лепнине, но даже к радиаторным панелям и вентиляционным решеткам, чтобы тонкими, иногда незаметными, стилистическими нитями связать весь
интерьер воедино.

Эта квартира выполнена в стиле ар-нуво. На мой взгляд, ар-нуво — больше женский стиль. В оформлении интерьеров ар-нуво обильно используются цветы, лепнина, росписи плавных и изысканных линий, доминируют светлые оттенки. И в нашей квартире солируют светлые тона, по нашим эскизам выполнены витражи на дверях с изображением водяных лилий. На итальянской фабрике по нашим рисункам выполнены деревянные панели с резьбой: мы изготовили макеты в гипсе, а итальянские мастера резали по нашим образцам. Для нас важно, чтобы в интерьере было как можно больше нестандартных изделий. Дизайнер — это художник, модельер, который должен сшить дом «по размеру» и вкусу хозяина, сделать выкройку, чертеж и сработать изделие в соответствии с индивидуальными чертами его владельца.
В этом проекте использовалась также лепнина на потолке очень тонкой работы, венецианские люстры, мраморный пол все с теми же элементами цветов. Вообще, вьюнок в этой квартире становится основным мотивом и перекликается с витражами на дверях, сложным рисунком на полу, выполненным по камню, с витражами на потолке. И вся мебель, в ее плавных изящных изгибах — гармонично встраивается в эту концепцию и как бы плывет в пространстве квартиры, как цветы по гладкой поверхности воды….

Все предметы, которые присутствуют в этом интерьере, — столы, двери, деревянные панели — нестандартного, поточного изготовления. Они были выполнены специально по нашему заказу. Вот, скажем, камин, выполненный одной итальянской фабрикой. Мы отправили туда слепок — модель, а они нам — уже готовое изделие из глыбы белого мрамора. В нем тоже доминирует природная тема: водная, морская стихия. Камин напоминает раковину, а гибкость и витиеватость контура и орнаментов делает его похожим на экзотический цветок…»

В 1897году австрийские художники открыли в Вене «бунтарскую» выставку. Для нее они построили специальное здание в новом стиле. Купол его создан из огромных металлических листьев и диковинных трав. А на фронтоне надпись: «Эпохе — ее искусство, искусству — его свобода». Название нового стиля «сецессион (отдаление, уход) осталось жить в Австрии. В Германии его стали называть «югендстиль» (молодой стиль), во Франции — ар нуво» (новое искусство), в России — «модерн».

Когда хозяин новой московской квартиры пришел к Павлу Миронову и Анне Куликовой, он хотел, чтобы еще один его дом был сделан в стилистике модерна. Взглянув на чертежи перепланировки и первые эскизы орнаментов, он со спокойной душой покинул первопрестольную, чтобы вернуться сюда с семьей уже после окончания работ.

Архитекторам удаюсь соединить две квартиры в одну так, что все три зоны (общественная, приватная хозяйская и комнаты для бабушки и сына) оказались обособлены друг от друга, но в то же время соединены удобными сообщающимися переходами. Большие объемы позволили не экономить пространство для дополнительного утолщения стен и звукоизоляции пола и потолка. Все коридоры в квартире вместили в себя не только множество коммуникаций, но и функциональные шкафы.

За орнаментальную основу всего интерьера были приняты три цветка: вьюнок, мак и ирисы. Великолепный витражный диск в холле с витиеватыми переплетениями розовых бутонов вьюнка — начало растительной темы гостиной, которая появилась в результате объединения квартир. Справа возникла зона ТВ, а слева — зона для приема гостей. У эркерного окна декоратор Анна Куликова отвела место для приватного общения за игральным столиком. Помимо роскошных люстр и бра в стиле ар нуво главным украшением комнаты стали вьющиеся лианы на потолке и оформление арочного проема окна, выполненные скульптором Сергеем Медведевым по авторским рисункам декоратора. Они как бы повторяют ритм то разбегающихся, то вновь сходящихся линий в инкрустации паркета из карельской березы. Их называют «линиями Орта», или «ударом бича». Утонченность, изысканность и одухотворенность — главные условия стиля модерн. Вот почему Анна предпочла текучие и гибкие формы, в расцветке — мягкие и приглушенные тона, а в декоративных росписях — цветы.

Интерьер столовой встречает маковыми соцветиями: витражи в дверях; мебель, украшенная рельефными маковыми коробочками. К слову, горки, стол и стулья будто нарочно создавались итальянскими мастерами для интерьеров в стиле русского модерна. Итальянцам доверили и конструкцию камина. А вот живописное полотно на монолитный рельеф мрамора нанес студент Суриковского училища.

Сохраняя общую цветовую гамму стен, декоратор сумела сделать приватную комнату более камерной, используя легкие, обшитые шелком панели вдоль стен. Тем же принципом воспользовались и в хозяйском санузле. Тиковые панели в цвет мрамора, встроенные шкафы и туалетный столик делают это пространство почти жилым. Но самый необычный декор помещения — массивные арочные конструкции и витраж с рисунком цветов ириса.

В свое время модерн не сумел создать устойчивой модели стиля и собственной школы. Так что все последующие и современные архитектурные формы и интерьеры — лишь авторская реминисценция прошлых опытов. И тем не менее «удар бича оставил значительный след в истории искусства декора дома.

После некоторых колебаний юному хозяину собственных апартаментов выбрали современный вариант ненавязчивой классики, тяготеющей к ар-деко, достаточно сдержанной, упрощенной. Особенно органично смотрится она в его просторном кабинете. А также в комнатах бабушки. Их личные пространства стилистически близки, родственны. Что по-доброму символично, как олицетворение семейного согласия.
В свою очередь их цветовая гамма — спокойная, неброская, но теплая — привносит свою долю респектабельности в классическую предметную среду комнат, где не только элитная мебель одной из лучших итальянских фабрик, но и столь же великолепный художественный паркет из карельской березы — настоящее произведение искусства.

Общие гостиная, столовая и кухня не менее респектабельны, но выглядят более праздничными, мажорными. И вместе с тем модерн дарит эстетическое наслаждение любования естественными, природными линиями, запечатленными в его технике, которые здесь повсюду: и в портале камина, и в чашах — «бутонах» люстр, и в парадно — элегантной столовой группе с аристократичной белой обивкой. Ту же идею поддерживает декор кухни. Здесь тот же свет и праздничная роскошь модерна: люстра — «цветник», белая мебель. Функциональность присутствует, но немножко отступает на второй план в пользу эстетичности.

Сама идея объединить модерном представительские комнаты, а легкой классикой — личные апартаменты на редкость удачна. Талантлива. Уютно и приятно приватно жить в респектабельном, разумно консервативном предметном мире, тогда как общению сопутствуют праздничность, легкость, флюидность модерна, его эмоциональность и артистичность.

________________________________________

Публикации:

Dom&interier_2007-3 («Двое в квартире – модерн и классика»)
(посмотреть в PDF)

Архидом_3-68 («Да здравствует модерн»)
(посмотреть публикацию)
(посмотреть в PDF)

ShowCase_2009-54 (обзорная «Творческий дуэт Миронова и Куликовой»)

АрхРевю («Квартира в стиле русского модерна»)
(посмотреть публикацию)

________________________________________

За орнаментальную основу всего интерьера были приняты три цветка: вьюнок, мак и ирисы.